НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
   NATIONAL INSTITUTE OF ECONOMICS
(495) 226-95-33    226-95-34    226-95-35

НОВОСТИ О НАС УСЛУГИ КЛИЕНТЫ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ ВАКАНСИИ

оценка (главная) | кратко об оценке
порядок работы | документы | методики
законы | стандарты | статьи
ПО для оценки недвижимости

раздел сайта: оценка (главная) / статьи по оценке и экономике / статьи по оценке инвестиций / Законодательно-нормативное обеспечение инвестиционной деятельности в России требует совершенствования

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ ТРЕБУЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ



Жуков Леонид Михайлович,
к.э.н., профессор,
Всероссийской академии
внешней торговли

Опубликовано в журнале

Экономика строительства.
2001. №10.



С переходом к рыночным отношениям в России принят ряд законодательно-нормативных актов, которые вносят изменения в экономические отношения хозяйствующих субъектов и вводят в деловой лексикон новые понятия и термины в сфере капитальных вложений. Тем самым предпринимается попытка приведения капитального строительства страны в соответствие с международными нормами и принятыми в инвестиционной практике понятиями.

Насколько успешны проводимые мероприятия и каков их реальный вклад в обновление понятийного аппарата в инвестиционной сфере, можно судить на основании анализа основных законодательно-нормативных актов по инвестиционной деятельности, принятых за последнее время.

Для примера рассмотрим два федеральных закона: «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 г. № 160-ФЗ.

Необходимость рассмотрения этих законов во взаимосвязи обусловлена тем, что основные понятия одного закона дополняются соответствующей статьей другого, а ряд понятий присутствует и в том, и в другом. Так, в обоих законах даны определения понятий «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект», «срок окупаемости инвестиционного проекта», «совокупная налоговая нагрузка». Смысловой разброс и неадекватность перечисленных понятий вызывают сомнение относительно целесообразности включения их в указанные законодательные акты. Так, срок окупаемости и совокупная налоговая нагрузка вообще никакого отношения к инвестиционному проекту не имеют. Указанные экономические показатели относятся к Технико - Экономическому Обоснованию эффективности инвестиций (ТЭО), где и определяется срок их окупаемости и суммарная налоговая нагрузка. Инвестиционный же проект вообще не может окупаться и методики таких расчётов не существует.

Теперь обратимся к понятию «инвестиционный проект». В двух указанных выше законах дано следующее определение: «инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно - сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утверждёнными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)».

В приведённом определении перечислена фактически вся техническая документация, сопровождающая жизненный цикл инвестиционного проекта, но изложена она неверно. Так, «обоснование экономической целесообразности объёма и сроков осуществления капитальных вложений» есть не что иное, как технико-экономическое обоснование хозяйственной целесообразности и экономической эффективности капитальных вложений, которое разрабатывается на прединвестиционной фазе инвестиционного проекта, но не является им. А «проектно - сметная документация» представляет собой технический проект, который разрабатывается не «в соответствии с законодательством Российской Федерации», как это указано в законе, а на основе технико - экономического обоснования эффективности инвестиций и в соответствии с заданием заказчика на проектирование.

Что касается «бизнес - плана», включённого в определение инвестиционного проекта, то он не имеет отношения ни к «осуществлению инвестиций», ни к инвестиционной фазе вообще, так как составляется на эксплуатационной фазе жизненного цикла инвестиционного проекта и определяет программу производства продукции и её сбыта.

Своеобразное «ноу-хау» внесли разработчики в закон об инвестиционной деятельности и при определении понятий «инвестиции» и «капитальные вложения». В результате денежные средства, ценные бумаги, материальные ресурсы, имущественные права, интеллектуальные и другие ценности были разделены на две части.

Одну часть составили «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта», что, по мнению авторов, являет собой инвестиции.

На вторую часть пришлись «инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы другие затраты», что означает по определению, данному в законе, капитальные вложения.

При таком делении были потеряны важные составляющие инвестиций: технологии, лицензии, интеллектуальные ценности и особо значимые кредиты, без которых невозможна реализация любого инвестиционного проекта. В принципе подобное деление инвестиционных ресурсов не имеет смысла, так как согласно общепризнанному понятию инвестиции и есть долгосрочные капитальные вложения.

Теперь обратимся к закону об иностранных инвестициях, где также изложено понятие инвестиций, с той лишь разницей, что здесь они фигурируют в единственном числе и с определением «иностранная».

Итак, согласно указанному закону «иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».

Если понятия, изложенные в законе об инвестиционной деятельности (инвестиции и капитальные вложения), в сумме всё же дают приблизительный состав инвестиционных ресурсов, хотя и с некоторыми купюрами, то в понятии «иностранная инвестиция» названы только деньги, ценные бумаги, имущество и различные права.

Кроме того, в понятии «иностранная инвестиция» указаны возможности «вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору...». Такое расширительное толкование объекта инвестирования не ставит целью иностранных инвестиций развитие реального сектора экономики России путём привлечения новых технологий, машин и оборудования для осуществления работ по реконструкции и модернизации существующих предприятий и строительству новых.

Сложным для понимания как иностранного инвестора, так и просто читателя является также следующее определение: «прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей».

В приведенном определении смешались прямые и портфельные инвестиции, прямое инвестирование и форма финансирования инвестиций, прямые и отсылочные нормы, что затрудняет понимание сути прямой иностранной инвестиции.

Анализ законодательно-нормативной базы инвестиционной деятельности в России даёт основание констатировать, что не лучшим образом обстоят дела и с методами оценки эффективности инвестиций.

К сожалению, ни в одном из законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, не определено понятие технико - экономического обоснования эффективности инвестиций, являющегося основополагающим документом для принятия решения об инвестировании. Попытка включения технико - экономического обоснования эффективности инвестиций в понятие «инвестиционный проект», о чём речь шла выше, не даёт реального представления о важности этого документа. Фактически же от качества технико - экономического обоснования эффективности инвестиций зависит сама возможность осуществления идеи об инвестировании и, что особенно важно, степень оптимизации инвестиций. Поэтому очевидна заинтересованность инвесторов и других субъектов инвестиционной деятельности в наличии прогрессивной, признанной международным сообществом инженерно-консультационных фирм методики оценки эффективности инвестиций.

Международный центр промышленных исследований ЮНИДО многие годы занимается теоретическими разработками и внедрением в практику развивающихся и развитых в промышленном отношении стран таких методических рекомендаций, как «Принцип оценки проекта», «Пособие по подготовке промышленных технико-экономических исследований», а также «Руководство по оценке эффективности инвестиций».

Указанное «Руководство» на английском языке было опубликовано ЮНИДО в 1991 году, а перевод на русский язык и подготовка к изданию осуществлены в 1995 году Институтом промышленного развития, «Информэлектро», «Интерэксперт» и Академией инвестиций и экономики строительства.

Публикация «Руководства», по утверждению авторов, имела своей целью дать специалистам инвестиционной сферы инструментарий, облегчающий подготовку технико - экономического обоснования эффективности инвестиций, а также способствующий стандартизации технико-экономических исследований, которые продолжают оставаться неполными и недостаточно правильно подготовленными.

Однако при переводе «Руководства» на русский язык были допущены серьёзные ошибки, которые не только не способствовали популяризации методики ЮНИДО по разработке технико - экономического обоснования эффективности инвестиций, но и затруднили её практическое использование.

На фоне большого объёма текстового материала и расчётных таблиц (объём «Руководства» составляет 539 стр.) допущенные ошибки не многочисленны, однако они имеют принципиальное значение, так как относятся к разделу X «Финансовый анализ и оценка инвестиций» и непосредственно касаются методов оценки инвестиций, которые являются ключом к пониманию сущности методики и способов производства расчётов по определению эффективности инвестиций.

Прежде всего, в переводе на русский язык перепутаны такие важные экономические категории, как «доход» и «прибыль», а вместо важного показателя эффективности инвестиций — индекса прибыльности (PI) значится индекс доходности (ИД). Далее везде в тексте, формулах и таблицах «прибыль» заменена на «доход». В результате сложилась запутанная ситуация с понятием IRR — (внутренняя норма прибыли), которая в переводе значится как ВНД (внутренняя норма доходности), а для её определения предлагается использовать «чистый дисконтированный доход» (ЧДД) вместо чистой текущей стоимости (NPV).

Именно изобретенное в процессе перевода «Руководства» на русский язык понятие «чистый дисконтированный доход» искажает суть исчисления интегрированного эффекта, так как дисконтирование чистого дохода, т.е. чистой выручки от реализации произведенного товара и услуг — чистая бессмыслица.

С использованием перевода «Руководства» с указанными ошибками и начинается в России «нормотворчество» в сфере обоснования эффективности инвестиций. Каждая мало-мальски известная консалтинговая фирма на основе методики ЮНИДО, а точнее на базе перевода «Руководства» на русский язык создаёт свою методику оценки эффективности инвестиций и компьютерную программу.

Вот некоторые из них:

«Бизнес-план инвестиционного проекта» (рабочая тетрадь предпринимателя для разработки бизнес-плана), «Project Expert», Москва;

«Оценка коммерческой стоимости инвестиционных проектов», «Альт-Инвест», С-Петербург;

«Как написать успешный бизнес-план инвестиционного проекта» (методика расчёта), Институт проблем управления РАН, Москва;

«Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» (официальное издание). Утверждены Госстроем, Минэкономики, Минфином, Госкомпромом России.

В разработке «Методических рекомендаций» как официального документа принимали участие специалисты одиннадцати ведущих научно-исследовательских институтов и организаций, а также оказывали консультационные услуги более десятка фирм и ведомств.

Поскольку рамки журнальной статьи не позволяют дать обоснованную оценку коллективного труда такого уровня, каким являются «Рекомендации», представляется целесообразным привести мнение А.А. Горбунова и Р.А. Сетдикова, авторов опубликованной в журнале «Экономика строительства» № 3 за 1996 г. статьи «Об оценке эффективности инвестиционных проектов», высказанное по поводу указанных «Рекомендаций». Вот их резюме:

1) «... значительная часть «Рекомендаций» представляет собой тезисное изложение методологических подходов и определений, но не методику в точном смысле этого понятия».

2) «Методы оценки экологической эффективности вообще не раскрыты, а социальной эффективности (социальных последствий) изложены бессистемно и представлены в самом общем виде, что не позволяет производить конкретные расчёты».

3) «Не раскрыто также содержание основополагающих категорий, характеризующих эффективность, эффект, результативность, результат, затраты, что затрудняет их понимание и расчёт показателей, их выражающих. Неопределённость, неясность основных понятий приводит к терминологической путанице, что существенно затрудняет понимание, построение и применение показателей и методов оценки инвестиционных проектов».

Приведённые характеристики дают достаточно верную оценку методической и практической значимости «Рекомендаций». Отрицательные отзывы дали также региональные проектные организации, занимающиеся разработкой ТЭО инвестиций, что побудило заказчиков и составителей «Рекомендаций» приступить к их усовершенствованию. Был создан новый авторский коллектив под руководством В.В. Коссова, и в издательстве «Экономика» вышло второе официальное издание «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов».

По сравнению с первым изданием «Рекомендаций» второе имеет большую самостоятельность в плане методических подходов к комплексному технико-экономическому исследованию, но в них даже не упоминается о преемственности принципов оценки инвестиционных проектов и методов проектного анализа, изложенных в трудах ЮНИДО. «Рекомендации» в большей степени ориентированы на решение задач, связанных с обеспечением российских проектных организаций и консалтинговых фирм унифицированной методикой оценки эффективности инвестиционных проектов. В то же время в новой редакции сохранилась отмеченная выше терминологическая путаница, которая не позволяет пользователям «Рекомендаций» самостоятельно выполнять расчёты, необходимые для оценки эффективности инвестиций.

Если разработчики «Рекомендаций» считают, что индекс прибыльности (PI) должен называться индексом доходности (ИД), то следует обосновать такое расхождение и дать соответствующее разъяснение, на основе чего и каким образом определяется указанный индекс. То же самое следует сделать с понятиями чистая текущая стоимость (NPV) и чистый дисконтированный доход (ЧДД), а также внутренняя норма прибыли (IRR) и внутренняя норма доходности (ВНД). Предоставляя авторам «Рекомендаций» возможность самим дать необходимые пояснения буквосочетаниям ИД, ЧДД и ВНД, считаем в то же время целесообразным определить понятия PI, NPV и IRR.

Понятия текущей и будущей стоимости. Будущая стоимость I) — это сумма, в которую превратятся деньги, инвестированные сегодня, через определённый промежуток времени при заданной процентной ставке. Процент может быть простым или сложным.

Текущая стоимость (PV) — это стоимость будущих денежных поступлений, дисконтированных к настоящему моменту:

PV = кСI,

где к — коэффициент дисконтирования;

СI — будущие денежные потоки.

Коэффициент дисконтирования, в свою очередь, определяется по формуле

К = 1 / (1 + Е)t,

где Е — норма прибыли, которую хотят получить на вложенный капитал, или ставка дисконтирования.

Коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы, так как в противном случае деньги сегодня стоили бы дешевле, чем завтра.

Чистая текущая стоимость (net present value или NPV) определяется путём сложения суммы первоначальных инвестиций в проект и текущей стоимости:

NPV = C0 + PV,

где С0 — поток денежных средств в период инвестиций. Так как первоначальные инвестиции означают отток денежных средств, С0 является отрицательным числом.

Внутренняя норма прибыли (internal rate of return или IRR) — это ставка дисконтирования потока денежных средств, при которой чистая текущая стоимость проекта равна нулю.

Индекс прибыльности (profitability index или PI) есть отношение текущей стоимости будущего потока денежных средств к первоначальной сумме инвестиций:

PI= PV / C0,

Следует также отметить, что «Рекомендации» в новой редакции перегружены расчётными таблицами без сопровождения необходимыми пояснениями, что затрудняет их понимание и практическое использование. В этом также заключается отличие «Рекомендаций» от методических разработок ЮНИДО, цель которых — дать специалистам, инвесторам и правительственным чиновникам с различной подготовкой и профессиональным опытом необходимый объём знаний, позволяющий им самостоятельно проводить проектный анализ и оценку эффективности инвестиций.

Учитывая, что рассмотренные законы и методические разработки содержат ошибочное толкование некоторых понятий, а предлагаемые методы оценки эффективности инвестиций не во всем корректны, представляется целесообразным изложить основные принципы и формы инвестирования, что позволит внести ясность в содержание рассматриваемых понятий.

В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» указано, что «инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». То есть, указана цель (получение прибыли), но не определены средства её достижения и сфера приложения инвестиций. В этой связи попытаемся расширить толкование инвестиционной деятельности, наполнив его реальным содержанием.

Прежде всего, следует отметить, что инвестиционная деятельность охватывает следующие сферы хозяйствования:

1.Сфера капитального строительства, где происходит вложение средств в основные фонды отраслей экономики. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков, строительных подрядчиков, проектных организаций и инженерно-консультационных фирм, изготовителей и поставщиков технологического оборудования и других субъектов инвестиционной деятельности;

2.Сфера обращения финансов и финансовых обязательств в различных формах. При реализации инвестиционных проектов используются следующие финансовые источники:

- собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий и стихийных бедствий и др.);

- привлечённые финансовые средства, получаемые инвестором от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов;

- заёмные средства (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др.);

3.Инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальные ценности (лицензии, ноу-хау, техническая и проектно-сметная документация);

4.Сфера реализации имущественных прав субъектов инвестиционной деятельности.

Наряду с национальными субъектами инвестиционной деятельности в инвестиционном процессе могут участвовать иностранные инвесторы путём:

- долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами Российской Федерации;

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных компаний;

- приобретения предприятий, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паёв, акций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое по российскому законодательству может принадлежать иностранным инвесторам;

- приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами;

- предоставления кредитов, денежных средств, имущества, материально-технических ресурсов, интеллектуальной собственности и других имущественных прав.

Инвестиционная деятельность как объективное единство процессов вложения ресурсов и получения прибыли осуществляется на основе совпадения инвестиционного спроса и предложения, которые, в свою очередь, определяют типы инвестиций.

Инвестиции в реальный сектор экономики могут охватывать как полный комплекс научно-технических и производственных работ по созданию предприятий (объектов), так и его элементы: изыскательские работы и научные исследования, проектно-конструкторские, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, организацию производства и сбыта продукции, управление качеством выпускаемой продукции и др.

В зависимости от поставленных задач могут быть следующие типы инвестиций:

- инвестиции в повышение рентабельности производства. Их целью является создание условий для снижения производственных издержек путём обновления оборудования, повышения квалификации персонала, совершенствования организации производства, управления качеством и системы сбыта продукции;

- инвестиции в расширение или модернизацию производства с целью обновления ассортимента продукции, повышения её качества и конкурентоспособности путём проведения реконструкции предприятий, использования новых технологий, замены технологического оборудования;

- инвестиции в создание новых производств путём строительства предприятий в традиционных или новых регионах с целью выпуска новой продукции или оказания нового вида услуг с выходом на новые рынки;

- инвестиции в решение социальных программ для развития инфраструктуры, улучшения среды обитания, создания новых рабочих мест, защиты окружающей среды и др.

Независимо от типа инвестиций их адресность, в конечном счёте, определяется инвестиционным проектом, который представляет собой совокупность организационно-технических и финансово-экономических мероприятий, т.е. интеллектуальных и практических действий, обеспечивающих достижение целей проекта и оптимизацию инвестиций.

Инвестиционный проект имеет три фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.

Прединвестиционная фаза предусматривает выполнение предварительных исследований, позволяющих без проведения детальных изысканий ориентировочно оценить объём капитальных вложений и определить возможность инвестирования в конкретный проект, а в случае получения неприемлемых показателей — отказаться от проведения дальнейших исследований.

Основная часть прединвестиционной фазы представлена технико-экономическим обоснованием, которое разрабатывается только в том случае, если предварительные исследования дали положительный результат, подтверждающий целесообразность продолжения работ. В свою очередь технико-экономическое обоснование охватывает изыскательские работы по сбору исходных данных, технологические и проектно-конструкторские разработки, проектный анализ.

Инвестиционная фаза наступает после подтверждения приемлемости экономических и финансовых условий проекта и утверждения технико-экономического обоснования заказчиком. Она состоит из двух частей: проектирования (разработка проектно-сметной документации на основе технико-экономического обоснования) и реализации проекта (комплекс мероприятий, связанных с выполнением строительно-монтажных и пусконаладочных работ в соответствии с утверждённым заказчиком техническим проектом и сдачей объекта в гарантийную эксплуатацию).

Инвестиционная фаза является наиболее сложной в организационном отношении, так как в ней участвуют все субъекты инвестиционной деятельности (инвестор, заказчик, многочисленные исполнители), что требует от менеджера по инвестициям принятия достаточно обоснованных решений и осуществления эффективного контроля за качеством всего комплекса работ и выполнением договорных условий участниками инвестиционного процесса.

Эксплуатационная фаза является завершающей и занимает наиболее длительный период в жизненном цикле инвестиционного проекта. Она продолжается, как минимум, столько лет, сколько необходимо, чтобы накопленная прибыль и амортизационные отчисления окупили общие вложения в основные и оборотные фонды. Таким образом, экономические условия, предусмотренные в технико-экономическом обосновании на прединвестиционной фазе, необходимо учитывать в период эксплуатации предприятия. В этой связи инвест-менеджер должен подготовить и передать дирекции созданного предприятия рекомендации по освоению производства и выводу предприятия на проектную мощность, а в случае необходимости — выступить в роли консультанта при разработке производственной программы и составлении бизнес-плана, учитывая экономические изменения, происшедшие с момента разработки технико-экономического обоснования инвестиций.

Таким образом, суть управления проектами заключается в оптимизации инвестиций на протяжении всего жизненного цикла проекта — от инвестиционного замысла до производства и сбыта продукции, и не следует отождествлять инвестиционный проект с проектом техническим, а тем более, с технико-экономическим обоснованием, проектно-сметной документацией и бизнес-планом, как это указано в статье 1 Закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Специфика инвестиционного проекта, кроме того, заключается в том, что его реализация возможна только путем прямого инвестирования.

При анализе Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» мы уже касались понятия «прямая иностранная инвестиция», отмечая при этом его нечёткую формулировку в Законе. Учитывая, что именно Прямые Иностранные Инвестиции (ПИИ) являются катализатором промышленного развития и выхода страны из экономического кризиса, необходимо более определённо изложить сущность прямых иностранных инвестициё и их отличие от портфельных инвестиций.

К прямым иностранным инвестициям относятся капитальные вложения в реальные активы в виде проектно-технической документации, технологий, ноу-хау, машин, оборудования, имущества и имущественных прав, а также работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению производств, сбыту производимой продукции, управление которыми осуществляет иностранный инвестор, получающий прибыль за счёт прироста капитальной стоимости вложенных средств в процессе преобразования инвестиций в новую потребительную стоимость.

В отличие от прямых иностранных инвестиций портфельные инвестиции связаны с финансовыми операциями на вторичном рынке ценных бумаг с целью получения прибыли за счёт курсовой разницы ценных бумаг или начисления дивидендов. Портфельные инвестиции не имеют отношения к развитию производства или реализации инвестиционных проектов.

Прямые иностранные инвестиции играют важную роль в развитии национальных экономик и мировой экономики в целом. В таких быстроразвивающихся в экономическом отношении странах, как Великобритания, Канада, Мексика, Чили, Китай, прямые иностранные инвестиции достигают 15% от ВВП и 1/4 от национальных капиталовложений. Прямые иностранные инвестиции обладают рядом преимуществ перед национальными капиталовложениями и средствами международных фондов, так как они сочетают в себе капитал с управленческим мастерством и ноу-хау. Прямые иностранные инвестиции активизируют конкуренцию и способствуют развитию среднего и малого бизнеса, ускоряют процесс интеграции страны в мировую экономику.

Рынок прямых иностранных инвестиций является одним из наиболее динамичных и глобальных. Совокупный объём прямых иностранных инвестиций в мире составил в 1982 г. — 58 млрд. долл. США, в 1992 г. — 171 млрд. долл., а в 1999 г. — 865 млрд. долл. При этом 80% мировых иностранных инвестиций приходится на развитые или быстроразвивающиеся страны.

Традиционные «свободные торговцы», среди которых США, Великобритания и Германия, были первыми, кто открыл свои рынки для иностранных инвестиций. С открытием рынков Центральной и Восточной Европы пали последние барьеры на пути всемирной экономической интеграции.

Однако страны с переходными экономиками столкнулись с чрезвычайно сложной и непривычной для них задачей — необходимостью открытия для мирового сообщества своих ранее обособленных экономик, гарантируя режим свободной торговли, и привлечения иностранных инвестиций в те сферы, где они способствуют росту национальной конкурентоспособности. Хотя сегодня в этих странах и достигнут определенный прогресс в области внешней торговли, всё же они находятся в начале пути к мировой экономической интеграции посредством иностранных инвестиций, а если учесть уровень развития и состояние местных промышленных предприятий и чрезвычайно высокую долю импорта готовой продукции, то у этих экономик нет альтернативы привлечению иностранного капитала и технологий для решения социально-экономических проблем переходного периода.

Тенденции усиления конкуренции за иностранные инвестиции напрямую связаны с возрастающей потребностью национальных экономик в модернизации и реконструкции промышленного потенциала на базе новых технологий и ноу-хау, а также в развитии регионов страны на основе местных сырьевых и трудовых ресурсов. Комплексное использование своих конкурентных преимуществ — ёмкости местного рынка и возможности доступа к рынкам близлежащих региональных групп, а также наличия природных ресурсов и возможности снижения издержек производства продукции, определяет значимость страны-реципиента на рынке прямых иностранных инвестиций.

Приведённые конкурентные преимущества в полной мере относятся к России, а по масштабам внутреннего рынка, промышленному потенциалу, обеспеченности сырьевыми и человеческими ресурсами она может стать главным конкурентом в привлечении иностранных инвестиций таких стран-реципиентов, как Мексика, Индия и Китай. Пока же Россия уступает Китаю по среднегодовому объёму притока иностранных инвестиций в 18 раз.

В этой связи целесообразно обратиться к китайскому опыту регулирования потоков иностранных инвестиций.

Государственная плановая комиссия Китая, Государственная комиссия по экономике и торговле, а также Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества совместно разработали и опубликовали в 1997 г. (на китайском и английском языках) каталог секторов китайской экономики, которые будут приоритетными (с соответствующим поощрением в виде различных льгот), разрешёнными, ограниченными и запрещёнными для прямых иностранных инвестиций. Целью такого мероприятия является направление иностранных инвестиций в те секторы, которые рассматриваются китайским правительством как наиболее значимые для экономического развития страны и для повышения промышленного потенциала, в частности. Каталог постоянно обновляется и адаптируется к изменениям мирового рынка без ущерба для предыдущих инвестиций с сохранением всех льгот и гарантий, предоставленных на начальный период инвестирования. В 2000 г. в Китае поощрялись инвестиции в сельское хозяйство, энергетику, защиту окружающей среды, добычу и переработку полезных ископаемых, развитие инфраструктуры и новейших технологий, нацеленных на повышение качества продукции и развитие экспорта.

Согласно указанному каталогу в Китае ограничены иностранные инвестиции в достаточно развитые секторы, а также в те из них, где используются стандартные технологии. Иностранные инвестиции запрещены, если они негативно отражаются на экономической безопасности страны и состоянии окружающей среды. Кроме того, иностранным инвесторам запрещён доступ к отраслям, контролируемым государственными монополиями.

Таким образом, иностранные инвестиции в Китае не только управляемы, но и являются фактором структурной перестройки местной промышленности, стимулирования конкуренции, повышения экономической эффективности производства, ускорения реформирования предприятий и интеграции Китая в мировую экономику.

К сожалению, в России пока отсутствует чёткая инвестиционная политика, а законодательно - нормативная база не выполняет регулирующих функций в инвестиционной сфере.


Страница защищена от нарушения копирования веб – содержимого сайта Copyscape